Психологические причины девиантного поведения подростков

Проблема «отцов и детей» снова стала актуальной: разные поколения не могут и не хотят понять друг друга. Такая ситуация характерна для семей, в которых взрослые изначально выстраивают с детьми неправильные отношения. В этой статье я хочу обратить внимание родителей на типичные ошибки современного воспитания.

Основные принципы психологического здоровья детей и подростков

Психологические причины девиантного поведенияБудущее человека во многом зависит от его воспитания. Первое, что нужно понять каждому родителю: ребенка не нужно дрессировать – он такая же личность, как и вы. Нельзя ругать ребенка без объяснений, почему он ведет себя неправильно. Для начала примите его таким, какой он есть, и попытайтесь доходчиво объяснить ему правила поведения дома и в обществе.

Психика человека формируется в несколько этапов – в период эмбрионального развития, в младенчестве, с 3 до 7 лет, в переходном возрасте.

Психолог Станислав Гроф выделяет четыре перинатальные матрицы, отвечающие за психическое здоровье человека.

Первая матрица – дородовой период. Если ребенок желанный и запланированный, а мать пребывает в спокойном состоянии, не испытывает стрессов и тревоги, будущий ребенок уже на этом этапе испытывает счастье. И наоборот, если у матери конфликты с супругом, а сам ребенок – нежеланный, у такого человека не будет первичного опыта блаженного существования. Он не будет принимать мир и доверять ему.

Вторая матрица – этап родов от начала схваток. Для каждого человека это время первых трудностей. Эмбрион, который дышал и питался через плаценту, выходит в совершенно новый мир, где все меняется. Тяжелые и неудачные роды для многих становятся базисов будущих депрессий, тревог и девиантного поведения. Человек неосознанно желает вернуться в комфортное дородовое состояние, однако возврат к нему невозможен.

Третья матрица – этап движения ребенка по родовым путям. Здесь происходит биологическое разделение плода и матери. По Грофу, в этот период закладываются наши поведенческие, а также психологические проблемы. Любой нюанс во время родов влияет на формирование нашей личности в дальнейшем.

Есть предположение, что пристрастие к наркотикам зарождается как раз в третьей матрице, а именно – в момент лекарственной стимуляции матери. Если роженице дают обезболивающие или другие препараты, человек получает опыт химического избавления от трудностей, что накладывает мощнейший отпечаток на всю жизнь. В период взросления и выхода в самостоятельную жизнь механизм снова может включиться – иногда для этого достаточно однократного приема наркотика.

Четвертая матрица – момент обрезания пуповины. Важно, чтобы человек принял факт своего рождения, поскольку от этого зависит наше отношение к окружающему миру.

В числе главных черт личности подростков с негативным поведением – полное недоверие к миру, к людям и самим себе. Наркотики в этом смысле могут создавать иллюзию доверия и принятия. Чувство безвыходной ситуации, которое нередко ощущают подростки, во много связано с второй матрицей: индивид не может препятствовать собственным родам и отказаться от них.

Особенности работы психолога с подростками

В детской и подростковой психиатрии определяющее значением имеют органические проблемы ЦНС ребенка. К неполноценности нервной системы приводят перинатальные, родовые и послеродовые ситуации – асфиксии, гипоксии, интоксикации, соматические и инфекционные патологии первых дней жизни и даже внутриутробного периода, резус-конфликты. Подобные проблемы напрямую влияют на формирование и состояние нервной системы, что в дальнейшем чревато задержками в развитии речи и социальных навык. На этой почве возникают специфические для детей и подростков неврозы – заикание, энурез, речевые проблемы.

Вместе с тем психика и неравная система подростка обладают колоссальными компенсаторными возможностями. При грамотном подходе последствия недостаточности нетрудно устранить, а функциональные способности ЦНС – улучшить.